- СЛУХ
- способность живого организма воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора, который связан с другими анализаторами и эфференными системами. Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими С, были звуки и шумы живой и неживой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется ряд других культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые не привели, однако, к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности. Как и для любой другой сенсорной системы, основной особенностью действия С. является отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае — звукового. Статический звуковой образ содержит три параметра, определенным образом связанные с объективными характеристиками звуков: громкость (соответствует интенсивности), высота (соответствует частоте) и для звуков сложного состава тембр, или «окраска» (соответствует структуре звукового спектра). Однако для звуков сложного состава их спектр является носителем информации не только о тембре, но и о высоте и громкости. Реальные звуки практически никогда не имеют статической структуры, поэтому для звукового образа весьма характерна его динамическая структура, определяемая изменением и взаимосвязью громкостных, высотных и тембровых признаков во времени. На интенсивности стимулов для С, как и для других сенсорных систем, характерна логарифмическая зависимость уровня ощущения от силы воздействия стимулов (масштаб равных относительных приращений).
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.